Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью и с ОВЗ, посещающих учреждение.
В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей в классах (группах) комплектуется в соответствии с СанПиН.
Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5 дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются в 8.30. Продолжительность учебной нагрузки на уроке составляет 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, 2 большие перемены (после 2 или 3 урока) - 20 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет 30 минут. Организовывать перемены на открытом воздухе. Во второй половине учебного дня организованы дополнительные коррекционно-развивающие занятия, проводятся занятия внеурочной деятельностью, занятия в дополнительных объединениях, созданы группы по присмотру и уходу. Для обучающихся организован подвоз до общеобразовательного учреждения и обратно. Все учебные кабинеты оснащены и оборудованы в соответствии с нормами СанПиН для обучающихся с ОВЗ.
На лестницах крайние ступени имеют контрастную разметку, установлены поручни. В наличии указатели и визуальные средства ориентирования и информации, план размещения учреждения. Функционируют речевое оповещение, звуковые объявления. Указатели направления движения и обозначения помещений обозначены в рельефном исполнении. Таблички обозначения помещений и указатели обозначены шрифтом Брайля. В учреждении установлены индукционные петли. На первом этаже имеется туалет для инвалидов на коляске. Туалет открывается персоналом. Имеется кнопка вызова персонала. В учреждении разработан паспорт доступности.
О специально-оборудованных учебных кабинетах.
Кабинет социально – бытовой ориентировки представляет собой зонированное пространство, в которое включены:
кухонная зона
столовая зона
учебная зона
В кабинете социально-бытовой ориентировки организовано место для первичной обработки продуктов со столом и раковиной, зоны для тепловой обработки и рабочие места для обучающихся. Кухонный блок оснащают технологическим оборудованием: варочной поверхностью, духовкой, холодильником, микроволновой печью, вытяжкой, мелкой бытовой техникой. В зоне приготовления пищи имеется набор посуды: кастрюли, сковороды, столовые приборы. Для обучения сервировки и оформления стола имеется салфетки и скатерть. Использование средовых ресурсов кабинета направлены на формирование у учащихся социально-бытовых знаний и умений и использование их в практической жизни.
Кабинеты сенсорного развития.
Кабинеты сенсорного развития – помещения, оборудованные стимуляторами, воздействующими на органы осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей. Для оснащения кабинетов сенсорного развития, используется такое оборудование, как:
воздушно-пузырьковые колоны – активно используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;
интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;
сухие бассейны;
терапевтические кресла-кубики и др.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинет швейного дела.
Дизайн кабинета швейного дела способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оборудование швейной мастерской состоит из индивидуальных рабочих мест - универсальных столов, на которых размещены швейные машинки с электрическим приводом. Мастерская оснащена швейными машинами. Установлены оверлок, производственная машинка, гладильная система, манекен, стол для раскроя текстиля, отводится место для примерочной.
При размещении оборудования выделены три зоны:
1. Первая зона - рабочие места учащихся,
2. Вторая - общие рабочие места,
3. Третья - рабочее место учителя.
Кабинет столярного дела.
Кабинет оснащен комплектом столярного оборудования и инструментов: сверлами, ножовками, измерительными приборами.
Имеется раковина с одним водопроводным краном. Помещения столярной мастерской вентилируется с помощью вытяжки.
Для теоретических занятий в мастерских стоят учебные парты, учительский стол, кабинет оснащен современными интерактивными и мультимедийными технологиями. Модернизация трудового обучения способствовала формированию на уроках по трудовому обучению внутрипредметных и межпредметных связей, позволила наблюдать за действиями учащихся на уроках труда, оказывать им дозированную помощь, способствовала созданию информационной среды, направленной на индивидуализацию взаимоотношений в процессе изготовления предмета, развитию интереса учащихся к урокам труда и изготовлению предметов на основе применения мультимедийных технологий, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, развитию мышления, творческих способностей учащихся на уроках труда, повышению эффективности усвоения знаний, ориентации на народное ремесло, профессии в различных сферах производства. Всё это послужит воспитанию гармонично развитой личности, способной быстро адаптироваться и осуществлять эффективную деятельность.
Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге имеется библиотека, читальный зал, специально оборудованное место для чтения и литературного творчества, в которой представлена разнообразная по жанрам литература: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивный и гимнастический залы.
Образовательное пространство спортивного и гимнастического залов соответствует требованиям АООП, реализуемых в учреждении и создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей интересов, уровней активности. Все пространство спортивного и гимнастического залов и оборудования безопасное, здоровьесберегающее, развивающее, соответствует санитарно гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности с учетом свободного доступа детей к местам эвакуации. В залах имеется стандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование, гимнастические стенки, гимнастические скамейки, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, обручи, палки гимнастические, кубики, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и другое.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Спортивная площадка на улице имеет безопасное спортивное покрытие, специально оборудованное место для прыжков в длину, беговые дорожки. Спортивное оборудование для гимнастики, проведения игр по баскетболу, волейболу, футболу.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения учебной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Для реализации воспитательных мероприятий имеется оснащенный актовый зал.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ».
При входе в МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» безбарьерный вход и пути движения при перемещении по объекту. Для инвалидов на кресле-коляске имеется пандус, платформа подъемная. Лифт в здании учреждения отсутствует. Главный вход в здание хорошо опознается слабовидящими людьми (имеется яркая вывеска, контрастные дверные полотна, поручни), а также слепыми (имеются надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне). В наличие имеется кнопка вызова персонала на входе. Хорошо освещена зона входа в темное время суток. Входная дверь легко открывается, распашная, в наличие контрастная маркировка.
На лестницах крайние ступени имеют контрастную разметку, установлены поручни. В наличии указатели и визуальные средства ориентирования и информации, план размещения учреждения. Функционируют речевое оповещение, звуковые объявления. Указатели направления движения и обозначения помещений обозначены в рельефном исполнении и на контрастном фоне. Таблички обозначения помещений и указатели обозначены шрифтом Брайля. В учреждении, для слабослышащих граждан, установлены индукционные петли. На первом этаже имеется туалет для инвалидов на коляске. В туалете также имеется кнопка вызова персонала.
В учреждении разработан и утверждён паспорт доступности объекта.
О специальных условиях питания.
В учреждении организовано бесплатное двухразовое горячее питание, которое осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», с Положением об организации рационального питания детей и подростков.
Учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в учреждении. В школе предусмотрено помещение для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи. При организации питания учреждение руководствуется действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
О специальных условиях охраны здоровья.
В МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» создаются условия охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется медицинский кабинет.
Функционирует психолого-педагогический консилиум. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
В школе используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В учреждении с целью охраны здоровья обучающихся проводятся следующее мероприятия:
проведение профилактических осмотров;
осуществление систематического контроля за физическим развитием обучающихся и уровнем их заболеваемости;
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием общеобразовательного учреждения;
осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении имеется локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет".
Разработан и действует сайт http://sh23.oskoluno.ru/index.htm
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивные доски с комплектом программного обеспечения;
- мультимедийная установка в актовом зале (проектор, экран, ноутбук, музыкальное оборудование).
Во время проведения занятий в классах возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.
О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.